Краткие исторические сведения о Казанском соборе г. Людиново
Первое свидетельство о городе Людиново как о населенном пункте содержится в «выписи» из «Брянских писцовых книг» (1595 г.) как упоминание о «Людиновском рубеже». Более подробное описание деревня Людиново на реке Псурке в Батоговской волости Брянского уезда встречается в «Брянских писцовых книгах», датированных 1626 годом. Принадлежала деревня князю Юрию Андреевичу Звенигородскому из «дворцовых сел».
В качестве приданного за его дочерью переходит к Шереметьевым, и в придание дочери Шереметьева, вышедшей замуж за графа Бутурлина переходит к их фамилии. В 1750 году статский советник Никита Никитович Демидов покупает в г. Людиново на р. Ломпати у действительного камергера и кавалера Аркадия Ивановича Бутурлина. В том же году принимается решение о строительстве церкви в Людинове.
В 1755 г. Н.Н. Демидов выделяет надел из своих владений на содержание своей новопостроенной церкви святых пророков Божиих Илии и Елисея.
С 1777 году по образовании г. Жиздры и уезда в составе Калужского наместничества (с 1796 — губернии) с. Людиново, в котором было учреждено волостное управление, относится уже к Жиздринскому уезду.
В 1802 году Петр Евдокимович Демидов (внук Н.Н. Демидова) чуть севернее старого деревянного храма начал строительство нового каменного трехпрестольного , с каменной колокольней (Рошефор «Опись церковных памятников Калужской губернии» СПб, 1882 г., с. 27). Центральный престол храма был устроен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный (левый) в честь святителя Николая Чудотворца, и южный в память первого деревянного храма – в честь св. пророка Божия Илии. Завершение строительства храма и его освящение произошло в 1820 года уже при новом владельце Людиновского и Сукремльского железоделательных заводов – Мальцове Иване Акимовиче.
В целом, внешняя архитектурная часть храма первоначально по проекту была выдержана в стиле «русского барокко», позже, примерно в 1850 годы, храм был расширен и перестроен в типичном классическом стиле ХIХ в. Уникальными же особенностями внутреннего убранства являлись:
- великолепный хрустальный иконостас всех трех алтарей, выполненный как бы заедино, и хрустальный престол главного алтаря. Насколько нам известно, это один из двух хрустальных иконостасов России ХIХ в., они оба были устроены заводчиками Мальцовыми, потомственными «стекольщиками». Второй был в храме с. Дятьково – деловой «столице» фабрично-заводского округа С. И. Мальцова, который писатель В.И. Немирович-Данченко называл «Америкой в России». К великому сожалению ни один из двух иконостасов не сохранился, кроме нескольких хрустальных плиток хранящихся в «Музее хрусталя» г. Дятьково и хрустального креста хранящегося в мини-музее нашего храма, а о былом великолепии Людиновского иконостаса свидетельствуют лишь чудом уцелевшие фотографии;
- четыре замечательных церковных «паникадила» со множеством хрустальных подвесок, одно, пятиярусное — в главном куполе в центре храма, второе, среднее – в трапезной части и два поменьше — в боковых приделах. Говорят, что когда они возжигались, создавалось необычайное по красоте впечатление от блистания, и переливов и сверкания, отражающегося в хрустальных гранях света;
- удивительная и нехарактерная для русских храмов колоннада двухярусных «балконов-галерей» вдоль всей западной стены храма, из ребристых литых чугунных колонн с коринфскими капителями. По-видимому, балконы были устроены для увеличения «вместимости» призаводского храма.
В таком благолепном виде храм сохранился до самого его закрытия 1930 года.
Первым настоятелем собора в 1820 году, по имеющимся данным, был священник Николай Остроумнов, диаконом Димитрий Карасев, старостой избран Григорий Бурылев. К храму тогда же было приписано 8 человек певчих, а регентом хора был назначен Владимир Фирсов, присланный из Тулы. Последним же настоятелем Казанского собора оказался священник Павел Нестеров, который долгое время служил в храме. Он упоминается еще в 1910 году, при нем же в штате 1916 года указываются еще священник Николай Попов, священник Симеон Баталин, дъякон Лаврентий Рождественский, псаломщики Василий Рождественский и Тимофей Спасский, и.д. псаломщика Василий Кушневский. Обычно при храме служил один диакон, но на лето «выписывали» протодиакона из губернии (т.е. из Калуги). При соборе была хорошая приходская библиотека и действовало «Общество любителей церковного пения».
В конце ХIХ – начале ХХ веков при храме всегда было 2 профессиональных хора — взрослый и детский (сохранились фото 1910 и 1929 гг.). Видимо немало усилий прилагал отец настоятель для поддержания в должном состоянии и храма и прихожан. О чем свидетельствуют и фото внешнего вида храма 30-х годов и обстоятельства закрытия храма. О самом о. Павле Нестерове к сожалению мало что известно, лишь устные свидетельства Строчилиной И.П., у свекрови которой в известном в Людиново «доме Строчилиных», квартировал о.Павел с семьей в 30-е годы, как о добром и отзывчивом человеке, весьма образованном и интересном собеседнике, который очень любил детей. (Возможно, что его родственница похоронена на старом городском кладбище справа от могилы прот. Николая Витуна – Александра Семеновна Нестерова, род. 19 апреля 1865 года). Что стало с самим о. Павлом после его ареста вместе с матушкой в 1935 году неизвестно, хотя некоторое время передавались им в ссылку, в Сибирь, продукты, даже было несколько писем от их сына из Челябинска, который якобы стал там директором завода.
Закрыт же был Казанский собор накануне праздника Сретения Господня – 14 февраля 1930 года. Хотя решение о закрытии церкви было принято на заседании Людиновского горсовета еще 12 марта 1929 года (о чем сообщалось в заводской газете «Грохот станков» от 21 марта 1929 года № 23). Необходимость закрытия храма мотивировалась тем, что в пос. Людиново две церкви, верующих якобы всего 728 человек из 12 тысяч населения и имеется острый недостаток в культпросветучреждениях. Верующие людиновцы долго сопротивлялись, даже устроили круглосуточное дежурство по 10-15 человек, и только с помощью привлечения вооруженного воинского подразделения (по утверждению некоторых – именно «латышских стрелков») храм смогли отобрать у верующих и разорить. Этот драматический момент запечатлен на фотографии, сделанной тайно с чердака Народного Дома (сейчас это здание Дворца культуры). Имеется сообщение Людиновского исполкома от 25.06.1930 о том, что на территории района закрыт один храм в г. Людиново, его помещения используются под склады Центрального рабочего кооператива и Райплодсоюза, а ценности переданы Госбанку (на основании письма из ГАБО).
Примерно с 1933 года кроме складов, перенесенных в восточную часть храма, в его западной части устроили кинотеатр, отделив его деревянной перегородкой, который работал до самой войны. Это позволило оккупационным властям с лета 1942 года разрешить в соборе совершение богослужений. Для этого были убраны деревянные перегородки, а иконостас, иконы, и утварь были привезены из Александро-Невской церкви д. Голосиловка. Привозили иконы и из Колчинской церкви, поскольку все что было в храме раннее, исчезло. Но службы совершались недолго. 14 февраля 1943 года, накануне Сретения попущением Божиим восточная часть храма сгорела. Говорили об этом разное. Одни, будто сожгли партизаны, другие, что сами немцы, а регент собора Глухов В.И. говорил, что скорее всего из-за неисправности дымоходов, так как это было очевидно.
В это время в храме совершал богослужения настоятель Свято-Лазаревского кладбищенского храма протоиерей о. Викторин Зарецкий, который таким образом стал фактически последним настоятелем Казанского собора.
Отец Викторин, был не только верным сыном Церкви Христовой, но и верным чадом своего земного Отечества. Он стал подпольщиком и был ценным источником информации для Людиновского партизанского отряда, передавая им сведения о размещении и передислокации фашистских воинских подразделений, количестве техники, готовящихся карательных акциях и угоне советских людей в Германию. Для этого его дочка Нина Зарецкая была устроена переводчицей в комендатуру. Но для верующих людей о. Викторин прежде всего оставался духовным отцом и наставником, поддерживая и укрепляя их духовно. А для многих еще был и истинным «кормильцем» в то тяжкое и голодное время. Постоянное нервное напряжение от ощущения, что находишься в «логове зверя», который в любую минуту может тебя растерзать, да и не только тебя, но и всю семью, подорвало и без того слабое здоровье (у него было больное сердце). И 15 июля 1944 года, уже после долгожданного освобождения Людинова (9 сентября 1943 года), он мирно скончался. Многие людиновцы провожали его с искренними слезами скорби расставания со столь дорогим и близким человеком, с которым вместе пережили тяжесть оккупации. В память об отце Викторине был снят военно-патриотический фильм, который его автор — монахиня Агриппина (Григорьева) — назвала «Воин Христов», на основе материалов, хранящихся в архивах ФСБ. Кроме того о его деятельности в военное время повествуется в книге Т. Гладкова и Ю. Калиниченко «Людиново – возмездие и воздаяние», а также в книге В. Бахревского «Непобеждённые».
В 1945 году в западной части храма, уцелевшей после пожара, вновь был устроен кинотеатр, а для этого трапезную часть отделили от центральной подкупольной части храма кирпичной стеной, заложили оконные проемы кирпичом. Колокольня же была разобрана до уровня первого этажа еще до войны. Это была I-я реконструкция храма. В результате II-й (1955-1957 гг.) и III-й (1964-1967 гг.) реконструкций были разобраны: алтарная апсида с колоннам и сделан вход в здание с востока, то есть через алтарь. Так, всякий входящий в «кинотеатр», наступал на место, где раннее был Престол. По недоразумению или осмысленно было сие сделано? Были разобраны мощные опорные столбы с восьмью прилегающими от центра храма круглыми колоннами, на которых держалась ротонда (барабан) купола. Было сделано железобетонное перекрытие, разделившее на два этажа всю восточную часть храма с новыми опорными квадратными колоннами. Были изменены проемы окон из арочных на прямоугольные. Окончательно разобрали (до фундамента) колокольню и вместо нее сделали глухую, П-образную стену. Убрали «балконы-галереи» на чугунных ребристых колоннах и арочный потолок, вместо него сделали прямое перекрытие на всю ширину здания с фермами из лиственницы, с подшитым потолком. Были засыпаны все подвалы. В бывшем храме разместились кинотеатр, музыкальная школа, библиотека, отдел культуры, кафе-бар, туалет и курительная комната.
Вместо красивого здания храма в классическом стиле ХIХ века получилось типично советское сооружение общественного пользования, что называется без особых «излишеств», в котором с трудом можно было найти сохранившиеся архитектурные элементы былого великолепия. Изнутри же предположить о том, что здесь когда-то был храм, было почти невозможно. В таком виде здание храма и было возвращено Русской Православной Церкви в 1999 году.
Здание храма было возвращено Русской Православной Церкви в 1999 году после почти 7-летнего «хождения по мукам». Это были письма и прошения в разные ведомства, начиная от местных властей до Государственной Думы и Правительства России. Это был и сбор подписей жителей Людинова – около 11 тысяч. А также письма – протоколы собраний Людиновских промышленных предприятий и частных организаций в поддержку возвращения храма. И многочисленные газетные публикации на эту тему в районных и областных газетах. И запросы в архивы и музеи, и десятки поездок в Калугу и Москву, и бесчисленное количество телефонных звонков. И конечно же, прежде всего, была молитва, молитвенное обращение к Богу о возвращении поруганной святыни. Начиная от Троицкой родительской субботы 5 июня 1993 года, когда начался сбор подписей за возвращение храма, и первый крестный ход во главе с иереем Димитрием Губалем к стенам собора (22 мая 1994 года, а затем 21 июля 1994 года, 4 ноября 1994 года) и крестные ходы во главе с архиереями — Архиепископом Калужским и Боровским Климентом (4 ноября 1995 года) и Епископом Людиновским Георгием (21 июля 1997 года, 21 июля 1998 года и 4 ноября 1998 года). А также встреча Владыки Георгия с общественностью в здании бывшего храма (кинотеатре «Заря») 30 октября 1998 года. И первый совместный Рождественский утренник для детей во Дворце культуры, организованный вместе с Людиновским отделом культуры (9 января 1999 года.).
И вот, наконец, 16 июня 1999 года во исполнение совместного распоряжения Министерства культуры РФ и Министерства госимущества РФ от 15.12.1998 № 205/1608-р «О передаче памятника истории и культуры Калужской епархии Русской Православной Церкви» комиссия произвела прием и передачу «используемого учреждениями культуры и кинотеатром здания церкви Казанской Божией Матери для ремонта и последующего использования по прямому назначению», о чём подписан соответствующий акт.
Более всего понесли труды в этих «хождениях» — Карпов Д.В., Петрухин И.В., Бодрикова Т.Ф., Беззаботнова А.А., Зименкова М.К., Гончаренко П.С., Никонова Г.М., Никуличева Т.Е., Исайкин М.Г., Коликов В.В. Все они были удостоены благословенных архиерейских грамот. Архиерейской грамотой был отмечен и глава администрации города и района Балабаев А.Т. за то, что сдержал свое клятвенное слово и поддержал ходатайство верующих о возвращении храма, хотя представители бывших партийных и советских структур оказывали на него сильное давление против этого.
Как бы там ни было, но историческая справедливость, хоть отчасти, была восстановлена. И уже 21 июля 1999 года в только что возращенном храме, после некоторых подготовительных работ, была совершена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил епископ Людиновский Георгий, викарий Калужской епархии.
Указом правящего архиерея Архиепископа Калужского и Боровского Климента от 26 июля 1999 года № 437 настоятелем храма был назначен, переведенный из Юхнова, уроженец Людиновского района иерей Алексий Жиганов. Началось постепенное возрождение нормальной приходской жизни.
31 июля 1999 года, в день празднования Калужской иконы Божией Матери, совершена вновь назначенным настоятелем первая Божественная литургия в Казанском соборе г. Людиново.
Историческая справка о Православии на Калужской земле
Несмотря на то, что калужские вятичи были крещены в 11-15 веках, самостоятельной Калужской епархии не было до 1799 года. После татаро-монгольского нашествия, Калужская губерния входила в Брянскую епархию, сменившую Черниговскую. В 1374 году калужский город Тарусса был сделан кафедрой Брянских епископов, которые на тот момент именовались епископами Брянскими и Тарусскими. Земли же этого княжества входили в состав Великого Княжества Литовского.
Мысль об открытии самостоятельной епархии была высказана в конце 17 века царем Феодором Алексеевичем, далее, в 1682 году на Соборе, затем в 1764 году, почти через 100 лет. Вопрос поднимается вновь в 1796 году, и опять из-за изменения территориальных границ, по императорскому указу от 12 декабря, откладывается.
И лишь в сентябре 1799 года образовывается самостоятельная Калужская епархия, с весьма внушительным количеством приходов — 689.
К 1917 году Православного населения в Калужской епархии было 1215976, церквей – 743, в том числе 609 соборных и приходских, 26 монастырских, 42 домовых и 52 приписных. Монастырей 8 мужских, 5 женских, женских общин 2. Духовенства: 76 протоиереев, 647 священников, 226 диаконов, 715 псаломщиков. Церковных школ 626, учащихся около 30000, Духовная семинария, 3 Духовных училища, Епархиальное училище, Церковных библиотек 345, окружных 30 и одна епархиальная, богоделен при церквах 9, братств 32, церковно-приходских попечительств 406, обществ трезвости 18. Епархиальная миссия: 2 миссионера епархиальных, благочиннические миссионеры, 5 миссионерских братств и миссионерский комитет для объединения миссионерских учреждений.
И совершенно противоположная картина, начиная с 1918 года.
Согласно декрета «Об отделении Церкви от государства «русская Православная Церковь лишается всех имущественных и юридических прав. Наступает 70-летний период гонений на Церковь.